Исполнилось 140 лет со дня рождения автора всемирно известной рождественской песни
13 декабря 1877 года в селе Монастырок, теперь Немировский район Винницкой области, родился Николай Леонтович, автор всемирно известной рождественской песни «Щедрык», сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на Sib-catholic.
Он написал эту колядку в 1901 году. Впервые она была исполнена в 1916 году хором Киевского университета. С тех пор её стали массово петь другие коллективы. 5 октября 1921 года «Щедрык» был представлен на концерте в Carnegie Hall в Нью-Йорке. В 1936 году композитор Пётр Вильховский, работавший на радио NBC, записал английскую версию «Carol of the Bells». Под этим названием мелодия украинского «Щедрыка» стала всемирно известной.
«Крестьяне собирались послушать наш музыкальный кружок в саду школы, — писал в воспоминаниях композитор. — Здесь было даже достаточно хорошее помещение для музыкантов — что-то вроде «раковины», сбитой из досок. Публика знала в лицо и по фамилии каждого оркестрового музыканта, имея определённые сведения о том, как называется его инструмент и чего стоит игра отдельных «артистов». Каждый новый успех ученика крестьяне замечали и отмечали в своих репликах: «А он всё-таки научился играть на флейте: смотри, как красиво высвистывает»».
После Чукова Леонтович работал также в нынешнем Бахмуте на Донбассе, Тульчине на Виннитчини и в Киеве.
«Леонтович внешне выделялся своей утончённостью. Не любил носить служебную форму и все казённое, — пишет в очерке «Из страниц прошлого» дирижёр Николай Покровский, знавший композитора по совместной работе в Тульчине. — Во время выступлений всем своим видом уже настраивал и исполнителей и зал. Одетый в тёмную визитку, рубашку с твёрдым стоячим воротником и хорошим галстуком, он, худощавый и стройный, с высоким лбом, чёрной бородкой-эспаньолкой и коротко подстриженными усами, будто возвышался над стихией нежных звуков. Николай Дмитриевич стойко боролся с нелёгкой жизнью учителя пения того времени. Его семья едва сводила концы с концами. Но он редко бывал печальным и мрачным, всегда шутил и надеялся на лучшие времена».
Первая запись щедривки: