БлогиИсторияЛичностьХристианство

«Это конец, но для меня начало жизни». 74 года назад был убит немецкий теолог и противник нацизма Дитрих Бонхоффер

9 апреля 1945 года во Флоссенбурге был повешен лютеранский пастор и теолог Дитрих Бонхоффер, всего за несколько дней до освобождения лагеря для военнопленных, в котором он содержался. Последними записанными словами смелого 39-летнего противника нацизма были: «Это конец, но для меня начало жизни».


Дитрих Бонхёффер (нем. Dietrich Bonhoeffer) родился 4 февраля 1906 года в протестантской семье врача-невропатолога Карла Бонхёффера. Изучал теологию в университетах Тюбингена и Берлина, был учеником либеральных богословов Адольфа фон Гарнака, Рейнгольда Зееберга; значительное влияние на его взгляды оказал теолог Карл Барт.

В 1928—1929 гг. — помощник пастора в немецкой евангелической общине в Барселоне, в 1930—1931 гг. стажировался в Объединённой теологической семинарии Нью-Йорка. Затем стал пастором в берлинской Ционскирхе и преподавателем систематической теологии в Берлинском университете.

Через два дня после того, как Адольф Гитлер стал канцлером Германии, Дитрих Бонхоффер выступил на радио с осуждением нацистской политики. Выступление Бонхеффера было поспешно прервано, прежде чем он смог закончить.

Дитрих протестовал против расовой политики нацистов и вместе с пастором Мартином Нимёллером участвовал в создании Исповедующей Церкви, которая выступала против попыток государства подчинить себе лютеранскую церковь посредством создания пронацистской «Евангелической церкви германской нации».

С конца 1933 Бонхоффер жил в Лондоне, затем в 1935 году вернулся в Германию, чтобы организовать семинарию для Исповедующей Церкви. Через 2 года постоянные выступления Бонхоффера против нацистской политики привели к тому, что правительство Германии закрыло семинарию, а сам Дитрих потерял свободу читать лекции и публиковаться.

В 1939 году Бонхоффер посетил Нью-Йорк, где ему предлагали остаться и спокойно заниматься преподавательской деятельностью, однако, несмотря на начавшуюся Вторую мировую войну, он отклонил это предложение:
«Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени».

В 1941 году Бонхоффер стал участником антинацистского Сопротивления, во время работы в Абвере помог нескольким евреям бежать из Германии. Одновременно он продолжал заниматься теологическими исследованиями и работал над книгой «Этика», в которой утверждал, что христианин имеет право участвовать в политическом сопротивлении диктатуре.

Дитрих был арестован гестапо в апреле 1943 года. Его обвинили в подрыве вооружённых сил и поместили в тюрьму, в феврале 1945 года — в концлагерь Бухенвальд, в апреле того же года пастора перевели в лагерь Флоссенбюрг.

Находясь в тюрьме, он выступал в качестве советника и пастора для заключённых всех конфессий.
В тюрьмах и лагерях Бонхоффер сохранял присутствие духа и мужество, не только размышлял над богословскими вопросами, но и писал стихи. 8 апреля смог провести последнее в своей жизни богослужение.

9 апреля 1945 года Дитрих Бонхоффер был казнён через повешение в концлагере Флоссенбюрг (Бавария). Последними записанными словами 39-летнего теолога были: «Это конец, но для меня начало жизни».

Врач концлагеря Флоссенбюрг вспоминал: «Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки… я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошёл по лестнице к виселице… За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу…»

После окончания Второй мировой войны было издано шеститомное собрание сочинений Бонхёффера. Его теологические взгляды оказали большое влияние на развитие христианского богословия XX века.

Он считал, что подлинное христианство требует преодоления разрыва между божественным, трансцендентным, и земным, человеческим. Фигура Христа как богочеловека, по его мнению, воплощает в себе единство этих двух миров. Критиковал либеральную теологию, которая «предоставила миру право указывать Христу место в нём…»

Протоиерей Александр Мень писал о Бонхёффере:
«Когда Бонхёффер сидел в тюрьме,.. он писал своим родным письма, и они составили целую книгу, которая произвела огромное впечатление на западный мир и на богословов в частности. Он говорил: «Я попал впервые в компанию людей, которые совершенно далеки от моей веры» — там были коммунисты, там были вообще люди, чуждые ему.

И он писал: «Я искал новый язык, новые слова, чтобы сказать им о главном — о евангельском, о вечном. Я тогда понял, что наш старый церковный язык годится только для нас, для узкого употребления, а для мира он недостаточен, мир вступил в другую культурную полосу».

Бонхёффер считал, что мир стал совершеннолетним, и поэтому он может обходиться без священного. Я думаю, что он заблуждался. Потому что нельзя называть таким наш мир, который сходит с ума от политических мифов, — ведь он писал это во времена разгула гитлеризма, вскоре после сталинизма — ничего созревшего нет в нашем мире. Но всё-таки Бонхёффер был прав — в мире изменился культурный фон, язык надо искать другой…»

В настоящее время Дитрих Бонхёффер является символом лютеранского мученичества в XX столетии. Его статуя, в числе изображений десяти христианских мучеников этого времени, помещена на западном фасаде Вестминстерского аббатства в Лондоне.

По материалам The Christian Post

Статьи по теме

Back to top button