«Это конец, но для меня начало жизни». 74 года назад был убит немецкий теолог и противник нацизма Дитрих Бонхоффер
Дитрих Бонхёффер (нем. Dietrich Bonhoeffer) родился 4 февраля 1906 года в протестантской семье врача-невропатолога Карла Бонхёффера. Изучал теологию в университетах Тюбингена и Берлина, был учеником либеральных богословов Адольфа фон Гарнака, Рейнгольда Зееберга; значительное влияние на его взгляды оказал теолог Карл Барт.
В 1928—1929 гг. — помощник пастора в немецкой евангелической общине в Барселоне, в 1930—1931 гг. стажировался в Объединённой теологической семинарии Нью-Йорка. Затем стал пастором в берлинской Ционскирхе и преподавателем систематической теологии в Берлинском университете.
Через два дня после того, как Адольф Гитлер стал канцлером Германии, Дитрих Бонхоффер выступил на радио с осуждением нацистской политики. Выступление Бонхеффера было поспешно прервано, прежде чем он смог закончить.
Дитрих протестовал против расовой политики нацистов и вместе с пастором Мартином Нимёллером участвовал в создании Исповедующей Церкви, которая выступала против попыток государства подчинить себе лютеранскую церковь посредством создания пронацистской «Евангелической церкви германской нации».
С конца 1933 Бонхоффер жил в Лондоне, затем в 1935 году вернулся в Германию, чтобы организовать семинарию для Исповедующей Церкви. Через 2 года постоянные выступления Бонхоффера против нацистской политики привели к тому, что правительство Германии закрыло семинарию, а сам Дитрих потерял свободу читать лекции и публиковаться.
В 1939 году Бонхоффер посетил Нью-Йорк, где ему предлагали остаться и спокойно заниматься преподавательской деятельностью, однако, несмотря на начавшуюся Вторую мировую войну, он отклонил это предложение:
«Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени».
В 1941 году Бонхоффер стал участником антинацистского Сопротивления, во время работы в Абвере помог нескольким евреям бежать из Германии. Одновременно он продолжал заниматься теологическими исследованиями и работал над книгой «Этика», в которой утверждал, что христианин имеет право участвовать в политическом сопротивлении диктатуре.
Дитрих был арестован гестапо в апреле 1943 года. Его обвинили в подрыве вооружённых сил и поместили в тюрьму, в феврале 1945 года — в концлагерь Бухенвальд, в апреле того же года пастора перевели в лагерь Флоссенбюрг.
Находясь в тюрьме, он выступал в качестве советника и пастора для заключённых всех конфессий.
В тюрьмах и лагерях Бонхоффер сохранял присутствие духа и мужество, не только размышлял над богословскими вопросами, но и писал стихи. 8 апреля смог провести последнее в своей жизни богослужение.
9 апреля 1945 года Дитрих Бонхоффер был казнён через повешение в концлагере Флоссенбюрг (Бавария). Последними записанными словами 39-летнего теолога были: «Это конец, но для меня начало жизни».
Врач концлагеря Флоссенбюрг вспоминал: «Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки… я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошёл по лестнице к виселице… За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу…»
После окончания Второй мировой войны было издано шеститомное собрание сочинений Бонхёффера. Его теологические взгляды оказали большое влияние на развитие христианского богословия XX века.
Протоиерей Александр Мень писал о Бонхёффере:
«Когда Бонхёффер сидел в тюрьме,.. он писал своим родным письма, и они составили целую книгу, которая произвела огромное впечатление на западный мир и на богословов в частности. Он говорил: «Я попал впервые в компанию людей, которые совершенно далеки от моей веры» — там были коммунисты, там были вообще люди, чуждые ему.
И он писал: «Я искал новый язык, новые слова, чтобы сказать им о главном — о евангельском, о вечном. Я тогда понял, что наш старый церковный язык годится только для нас, для узкого употребления, а для мира он недостаточен, мир вступил в другую культурную полосу».
Бонхёффер считал, что мир стал совершеннолетним, и поэтому он может обходиться без священного. Я думаю, что он заблуждался. Потому что нельзя называть таким наш мир, который сходит с ума от политических мифов, — ведь он писал это во времена разгула гитлеризма, вскоре после сталинизма — ничего созревшего нет в нашем мире. Но всё-таки Бонхёффер был прав — в мире изменился культурный фон, язык надо искать другой…»
В настоящее время Дитрих Бонхёффер является символом лютеранского мученичества в XX столетии. Его статуя, в числе изображений десяти христианских мучеников этого времени, помещена на западном фасаде Вестминстерского аббатства в Лондоне.
По материалам The Christian Post