Тем не менее в ранней истории церкви были случаи рукоположения женщин. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской», — пишет тот же апостол Павел в послании к римлянам.
Лишь в конце V века, узнав, что женщины служат литургию в некоторых храмах на юге Италии, Папа Римский Геласий I запретил такую практику.
Прошло более тысячи лет, и протестантская Реформация, отвергнув многие догматы католичества, поставила под сомнение и запрет женского священства. Некоторые конфессии сразу позволяли женщинам проповедовать. Например, Джордж Фокс, основатель движения квакеров, полагал, что «Внутренний Свет» (часть божественной природы, заложенная в человеке) сияет как в мужчинах, так и в женщинах. Одним из основополагающих принципов вероучения квакеров стало равенство всех людей перед Богом независимо от пола и других признаков.
Другое протестантское движение в США — методисты — стало рукополагать женщин в конце XIX века. Первой женщиной-пастором Объединённой методистской церкви стала Анна Говард Шоу. Она выросла на ферме в штате Мичиган, где была вынуждена с ранних лет много работать и присматривать за младшими детьми вместо больной матери, пока отец проводил время за дебатами в таверне соседнего городка.
Анна с детства тянулась к знаниям и получила образование школьной учительницы. Затем она окончила школу теологии при Бостонском университете, где была единственной женщиной. Многим не нравилось, что она присутствует на лекциях, вдобавок университет отказал ей в финансовой поддержке: однокурсники-мужчины получали бесплатное место в общежитии, тогда как Анне приходилось снимать комнату в городе.
Тем не менее в 1880 году Анна была рукоположена в священники методистской церкви. Чтобы заработать на жизнь, она окончила ещё и медицинский факультет. Позже Шоу стала активной участницей суфражистского движения и до 1915 года возглавляла Национальную ассоциацию борьбы за право голоса для женщин. Она умерла в возрасте семидесяти двух лет, лишь несколько месяцев не дожив до того, как конгресс ратифицировал Девятнадцатую поправку к Конституции, которая дала женщинам право голоса на выборах.
Что касается Европы, там в большинстве протестантских конфессий вплоть до XX века женщины оставались на вторых ролях. Перелом произошёл после Первой мировой войны, когда из-за массовой гибели мужчин на фронте женщины заменили их на фабриках, в магазинах — и в церквях. В 1920-х годах на факультетах богословия ведущих европейских университетов появились первые студентки. Спустя несколько лет они же стали первыми женщинами-пасторами.
Во Франции в 1930 году Берта Берч стала пастором реформатской церкви Эльзаса и Лотарингии. В других регионах страны женщины-пасторы появились только к концу 1930-х годов. Поначалу им было очень непросто: нередко прихожане возмущались назначению женщин, называли их «уродливыми», обвиняли в мужеподобности и агрессивности. Но постепенно женщин-пасторов становилось всё больше. Многие из них вошли в историю: например, Мари-Элен Оффе во время немецкой оккупации Франции участвовала в движении Сопротивления.
Начиная с 1940-х годов женщины-пасторы появились в Дании, Швеции, Норвегии и многих других странах. А вот в Великобритании сопротивление женскому священству сохранялось особенно долго. Лишь в 1994 году в Англиканской церкви была рукоположена Анджела Бернерс-Уилсон, которая сейчас является капелланом Батского университета. «Отец моего мужа, как и мой собственный отец, был священником, а моя свекровь — врач, — рассказывает она. — Поэтому муж никогда и не ждал, что я стану домохозяйкой. Он всегда меня очень поддерживал и мирился с тем, что у меня не бывает выходных по воскресеньям. Он понимает, какая ответственная у меня работа и сколько труда и дисциплины она требует».
По материалам Wonderzine.