Что вы не знали о Вербном воскресенье
Церкви по всему миру будут отмечать Вербное, или Пальмовое, воскресенье, размахивая пальмовыми крестами, подражая толпе, которая приветствовала Иисуса Христа во время Его триумфального входа в Иерусалим. Ослики будут идти впереди процессии, а люди кричать: «Осанна!»
Однако каково истинное значение действий Иисуса в Вербное воскресенье? И чему это может научить нас сегодня? Почему торжественный вход Иисуса в Иерусалим перевернул мир с ног на голову?
К тому времени, как Иисус под ободряющие крики толпы вошёл в Иерусалим за несколько дней до Своего распятия, Он уже три года активно был в служении. Он исцелял больных, изгонял бесов и проповедовал с такой глубокой мудростью и властью, что собирал многотысячные толпы.
Он пришёл из Галилеи, северной области Израиля, которую постоянно высмеивали искушённые жители Иерусалима. К тому же они были настроены против Него и по другим причинам. Может быть, из-за Его чудес? Или потому, что Он мог противоречить их религиозным и политическим взглядам, отстаивая свою позицию ясно и убеждённо? Его упрёки фарисеям и учителям закона, возможно, принесли ему популярность среди простолюдинов, и это не осталось незамеченным властями.
В Евангелии от Иоанна 7:25 мы читаем, что некоторые из жителей Иерусалима начали спрашивать: «Разве это не тот человек, которого они пытаются убить?» Власти уже следили за Учителем из Назарета, так как Он вызывал больше и больше волнений в религиозной среде. По словам Иоанна, Он уже переворачивал столы меновщиков в Храме и явно был способен на большее разрушение.
Последней каплей было воскресение Лазаря из мёртвых в Вифании. Иисуса везде встречали как героя после этого события. Но власти (в каком-то комическом угаре) планируют убить и Лазаря, просто за то, что тот был чудесно воскрешён.
Ставки были сделаны, праздник Пасхи приближается. Иисус был в Вифании, только на другой стороне Елеонской горы от Храма. Все были в напряжении, возможно, не только ученики, но и иерусалимляне ожидали начала восстания.
Еврейские и римские власти, должно быть, думали об одном и том же. Хотя они привыкли иметь дело с шумными проповедниками и случайными мятежниками, но прошло всего пару сот лет с тех пор, как Маккавей бросил вызов оккупационным властям.
Поэтому Пилат (римский губернатор), обеспокоенный сохранением власти Рима на вверенной ему территории, пришёл в Иерусалим на праздник с максимальной помпезностью и демонстрацией военной мощи Империи. Только вот ликующие толпы не приветствовали Пилата. И тут мы видим Иисуса, Который въехал в город на ослике под радостные возгласы тысяч народа.
Мало того, что ослик был исполнением Писания, это также было серьёзным заявлением. Представитель Империи въехал в город с воинским великолепием. Иисус въезжал без оружия, без армии и сидя на ослике, а не на арабском скакуне.
Но это не дискредитирует Христа, а вот Империю да. Сегодня мы видим, что в конце концов Римская империя пала, а царство Иисуса продолжает продвигаться вперёд. Те люди, которые приветствовали Иисуса во время Его триумфального входа в Иерусалим с криками «Осанна!», возможно, ожидали военного переворота. Но то, о чём Христос учил, подрывало Рим гораздо больше. Власть Рима должна быть аннулирована без военного вмешательства.
Вместо этого вход Иисуса в Иерусалим на ослике показал, что Его последняя неделя на земле будет наполнена теми же событиями как и предыдущие три года Его служения. Он отказался следовать ожиданиям толпы. Он был слугой, а не лидером повстанцев.
В этом смысле события Вербного воскресенья повергли людей в шок больше, чем событие которое произойдёт в первый день Пасхи.